ПУБЛИКАЦИИ

МНОГОГРАННИК РЯБЧИНСКОГО
В городском художественном музее работает выставка Юрия Рябчинского, которую он приурочил к 30-летию своей творческой деятельности (читайте «Правду, что?», №10 от 20.03.09). На этой выставке Юрий Семёнович предстал и как художник, и как журналист, и как фотограф, и как писатель-исследователь. Наш корреспондент встретился с Юрием Рябчинским. Эта публикация – отчёт о разговоре с ярким и интересным человеком.

Слово учит и лечит
Сегодня, по мнению Рябчинского, главное в его творчестве – книги. На выставке он представил 30 книг, написанных им за последние пять лет. О чём они? О тайне окружающего мира, которая никогда не откроется человеку полностью. О тайне человеческой речи. О пробуждении в каждом из нас великой энергии перемен. О силе слова, которым можно запустить механизм созидания своей жизни, но оно же может стать причиной разрушения нашего мира: здоровья, судьбы, любви...
Авторская картина мира, которую описывает Рябчинский в своих книгах, начала складываться в далёкие семидесятые годы прошлого века. По окончании вуза Юрий в составе группы молодых художников попал на Алтай. Ему предстояло увлекательнейшее занятие – писать с натуры древние величественные горы и людей, живущих там. В этой поездке случилось так, что на берегу горного озера Талык художник познакомился с местным шаманом, который убедил атеиста и материалиста Рябчинского в том, что мир не так прост и ясен, как ему рассказывали в школе и институте. Два месяца прожил он тогда рядом с Дакар-ата (так звали шамана), и многое открылось молодому человеку в неспешных беседах у шаманского костра...
Интерес к древнему знанию возродился в девяностые годы. Юрий Семёнович стал много читать по волнующей его тематике, учился новому видению реальности на эзотерических и психологических семинарах. И однажды захотел рассказать о том, что знает, другим людям. Художник стал писателем, книги которого сегодня выходят в лучших издательствах России и продаются во многих странах мира. Их и переводить не нужно, потому что русские люди живут сегодня везде.
Недавно в адрес Юрия Семёновича пришло письмо из Байконура. Офицер космических войск России благодарит писателя за книгу, которая помогла ему исцелить больную ногу. Никаких лекарств и уколов – только слово!
Несмотря на свой писательский успех, Юрий очень просит не воспринимать его как очередного «спасителя» в ряду многих. Он лишь предлагает вам крылья, а вы уж сами решайте, куда лететь: за синие моря или на ближний забор.
«В детстве, – говорит Юрий Семёнович, – я увлекался астрономией. Даже пытался соорудить телескоп. Мечтал найти в космосе другие миры. А теперь понял: они не в космосе, они в каждом из нас».

Солнечный зайчик на ростверке
По профессии Юрий Рябчинский – художник. Закончил художественно-графический факультет Ростовского педагогического университета. В 1979 году вместе с женой Натальей приехал в Волгодонск, где поступил на работу в художественные мастерские Атоммаша. В то время самым популярным лозунгом в Волгодонске были слова «Атоммаш зовёт!» Позвал он и Рябчинского: молодой художник, охваченный романтическими настроениями, мечтал создавать картины о гигантском заводе, на строительство которого в Волгодонск съезжалась молодёжь со всего Советского Союза.
Основной его обязанностью было рисование плакатов, оформление производственных помещений и красных уголков в цехах завода. А после работы Юрий писал то, что хотел сам. За четыре «ночные смены» из-под его кисти вышла картина, которая сегодня на выставке занимает одно из центральных мест – «Термопрессовый цех» (на фото). Юрий Семёнович вспоминает, с каким интересом воспринимали его работу трудившиеся в это время в цехе люди: расспрашивали, давали «ценные советы»...
Вообще-то художники не любят «рисовать железки», то ли дело – закаты, восходы... Юрий же уверен, что поэзия есть во всём. «Мы ведь пишем форму, пластику, свет на предмете, – говорит художник. – Это самое главное. И тогда бетонный ростверк может выглядеть столь же выразительно, как и дерево на берегу реки».
Но индустриальный пейзаж – это в прошлом. Сегодня Рябчинский пишет портреты, пейзажи, натюрморты. Автор не стремится создать на полотне зеркальное изображение предмета, а смело играет красками, формой, цветом. Например, в его работах вполне может появиться жёлто-синий карась, если на нём играют блики цвета и с их помощью создаётся настроение.

«Я не люблю стихотворных митингов»
Стихи Юрий Рябчинский начал писать, как и большинство из нас, в юности, в пору первой любви. И быстро стал в своём 10 «а» признанным мастером. И что там любовь! Однажды он сочинение по произведению Алексея Толстого «Пётр Первый» написал в стихах. Учительница отнеслась к работе со всей строгостью: «пять» не поставила, только – «четыре». А будучи студентом, Юрий занимался в литературном объединении при журнале «Дон», печатался в ростовских газетах.
Волгодонск стал заметной вехой в его поэтическом творчестве. Помимо стихов о городе и крае, он создал поэму о романовском подполье. В 1995 году вышел первый сборник поэтических произведений Рябчинского – «Межсезонье».
Его стихи – размышления о том, что всегда близко человеческой душе, что роднит маленького человека с бескрайним миром вокруг.
С годами глуше сердца ропот,
Бледнее свет ночных огней…
Как откровенье, ценишь опыт
Неспешной зрелости своей.
И растеряв младые годы,
У прежней жизни на краю,
Нечаянно в лице природы
Свои черты я узнаю.
Мы непохожи и едины,
Как берега одной реки.
Так снег ложится на равнины,
И он же белит мне виски.

Ритм линий
Первый фотоаппарат у Юрия появился в 15 лет. Его подарил подростку вернувшийся из армии двоюродный брат. Это приобретение в разы увеличило его авторитет у сверстников – всем приятелям хотелось запечатлеться на память.
Рябчинский фотографирует и сейчас. Техника другая, но увлечённость, желание уловить редкое психологическое состояние, выразительный рисунок света, особый ритм линий – остались. В этом – суть мастерства.
Юрий Семёнович – один из организаторов городского фотоклуба, участник многих фотовыставок. На действующей в настоящее время выставке в художественном музее он представил три своих любимых темы – художники, казачество и романовский песенный фестиваль.
О своей фотосерии «Художники» мастер то ли с юмором, то ли всерьёз говорит: «Никто их не сфотографирует так, как я». Они ведь, художники, привыкли работать в тиши и уединении, писать портреты других людей – но не себя.
Один из любимых фотопортретов Юрия Семёновича – снимок Александра Неумывакина с морской раковиной у уха. Известный художник на ней предстал таким, какой, по мнению Рябчинского, он и есть на самом деле: умеющим по-детски удивляться и радоваться всему новому, будь то шум моря, «спрятавшийся» в ракушке, или новое направление в живописи.

«Люблю мой город и удивляюсь ему»
Юрий Рябчинский – один из тех, кто стоял у истоков городского телевидения. В начале 90-х он создавал службу новостей на кабельном ТВ («Волгодонский вестник»). Многие и сегодня помнят то время, когда на городской телеэкран выходила музыкальная программа для школьников «Золотая подкова», открывавшая горожанам юные таланты. 
Потом на ВТВ появился «Проспект Строителей» – авторская программа Рябчинского, в которой журналист говорил с горожанами о том, что глубоко волновало его самого: об издании «Книги памяти», об удивительном театре Николая Задорожного, о появлении в городе коллектива Людмилы Веске, а также – о забастовках, безработице и взрыве дома в сентябре 1999 года... А в канун 50-летия города сделал фильм о Волгодонске – 10 серий, посвящённых его истории и людям.
«Люблю мой Волгодонск и удивляюсь ему. Бывает, всего на день-два куда-то уеду, а возвращаюсь – и будто впервые вижу свой город, в котором живу уже 30 лет», – говорит Юрий Семёнович.

Критерий хорошей песни
«А ещё я люблю петь. Но близких почему-то это не радует», – с самоиронией говорит Рябчинский. Но это не мешает ему понимать и ценить хорошую песню.
Десять лет подряд Юрий Семёнович является членом жюри Романовского регионального фестиваля бардовской песни «Струны души». А с недавних пор ведёт среди приезжающих на фестиваль участников поэтический мастер-класс. Именно стихи, качество текста, по его мнению, – главное отличие авторской песни от любой другой.

Хорошая песня, по его мнению, должна быть такой, чтобы её хотелось петь каждому из нас – у костра, в кругу друзей или за праздничным столом. Хорошую песню хочется петь даже тем, у кого слуха нет...

Когда тебя понимают
9 января этого года в жизни Юрия Рябчинского произошло событие, которому он особенно рад – он стал дедом: на свет появилась внучка Катюша. Девочка родилась на редкость крупной – 4 кг 900 г, а потому тут же стала зваться Екатериной Великой. Дед уверен, что внучка – вся в него.
Дочь Юрия Семёновича Марина сегодня живёт и работает в Москве. Москвичом стал и сын Илья, который продолжает дело отца, вернее – одно из дел. Сегодня Илья работает на московском телевидении и учится в институте телевидения и радиовещания на факультете операторского мастерства.
Рядом с Юрием Семёновичем всегда супруга Наталья Владимировна. Когда-то вместе они учились в вузе, вместе писали картины. «Может быть, потому что сама художник, жена понимает меня и принимает таким, как я есть. Хотя, как известно, творчество не слишком обогащает семейный кошелёк», – с уважением и благодарностью говорит о супруге Юрий Семёнович. Она – его первый ценитель и критик.
Заканчивая разговор, как было не спросить художника (писателя, фотографа, журналиста...) о его творческих планах?
На ближайшую перспективу они у Юрия Семёновича связаны с писательской деятельностью. Сегодня он работает над новой книгой о пророчествах загадочного племени майя. Хотелось бы прочитать эту книгу раньше 2012 года, на который майя назначили конец света..